28.03.2016 15:32
649

SMART - Обучение нового века

Общественно - политические
SMART - Обучение нового века

Формирование современного образовательного пространства неразрывно связано с изменением парадигмы образования в обществе и жизни человека. В современном понимании является идея постоянного образования для взрослого человека, «образования в течение жизни». Среди общемировых тенденций развития общества, обусловливающих распространение в развитых странах концепции «образование в течение жизни», для Украины особенно актуальными являются: рост роли человеческого капитала в приросте национального богатства и фактор инновационного развития общества.

Рассмотрим подробнее указанные факторы:

- Человеческий капитал в национальном богатстве мирового сообщества составляет 64%, природный капитал - 20%, а физический только 16%. Удельный вес человеческого капитала в развитых странах составляет до 80% их национального богатства.

- Образование взрослых становится сегодня важным фактором социально-экономического развития. В мире происходит ускорение темпов обновления профессиональных знаний. Сейчас ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% профессиональных знаний. Единица измерения устаревания знаний специалиста, принятая в США (период «полураспада» компетентности, то есть снижение ее на +50% вследствие появления новой информации) показывает, что по многим профессиям этот период наступает менее чем через 5 лет, то есть по отечественной системы высшего образования часто раньше, чем заканчивается обучения.

Решение проблемы заключается в переходе к образованию в течение жизни, где базовое образование периодически должна дополняться программами дополнительного образования и организуется не как конечная, завершена, а только как основа, фундамент для дальнейшего обучения. Утверждение в Европейское образовательное пространство концепции «образования в течение жизни». Обучение в течение жизни предполагает рост инвестиций в людей и знания; приобретение основных навыков, включая цифровую грамотность; распространение инновационных, более гибких форм обучения. Цель заключается в обеспечении людей любого возраста равным и открытым доступом к качественному обучению.

Страны лидеры в сфере непрерывного образования стали все чаще использовать в практике концепцию Smart-образования, которая становится основной чертой образования будущего. Лидером во внедрении Smart-образования и страной, впервые сформулировала этот срок стала Южной Кореи. Именно в этой стране в 2011 г.. Была разработана концепция Smart-образования.

SMART является аббревиатурой для самостоятельного, мотивированного, адаптивного, обогащенного ресурсами, со встроенными технологиями обучения (Self-directed, Motivated, Adaptive, Resource-enriched, Technology embedded). В концепции Smart-образования является переход от образования, сосредоточенной на 3-х основных учебных действиях: 1) чтении, 2) арифметике, 3) письме к образованию, развивающий семь умений XXI века:

1) критическое мышление и решение проблем;

2) творчество и инновации;

3) сотрудничество и лидерство

4) межкультурное взаимопонимание;

5) коммуникацию;

 6) грамотность в сфере ИКТ;

7) карьеру и жизненные навыки.

Смарт-образование невозможно без использования новейших технологий Web 2.0, таких как Facebook, YouTube, Twitter, Википедия, блоги, которые позволяют создавать собственный интернет-контент. Это позволяет обеспечить потребности человека в постоянном самообразовании. Инфраструктурно Smart-образование базируется на использовании дата-центров на платформе облачных технологий, интерактивных досок, планшетов, проекторов, программного обеспечения, других средств. Создаются образовательные он-лайн курсы, вебинары, учебные интернет-платформы, научные блоги и т.д. Понятие «Smart», в данном контексте - это способность объекта, характеризующий возможность интеграции в нем двух или более элементов с помощью Интернет, которые ранее не могли быть объединены [3].

В то же время в мире формируется глобальное Smart-общество. Новые научные концепции подаются в форме открытых научных материалов, формирует фундамент новой открытой  науки (Open Science) с соответствующим программным обеспечением.

В связи с этим основной функцией преподавателя и его профессиональной компетентности в современных условиях становится НЕ трансляция «готовых знаний», а инструменты правильной, качественной навигации мировыми информационными ресурсам с помощью ИКТ. Smart-образование позволяет студентам генерировать новые знания и формировать личность Smart-человека, в совершенстве владеющий информационно-компьютерными технологиями для поиска, анализа информации и созданию инноваций. Еще одной задачей преподавателя и тьютора в современной науке должна стать работа по формированию логического и критического мышления студентов, формирование навыков анализ информации, формирование базисных основ для образования в течение всей жизни, развития карьеры.

Таким образом, развитие непрерывного образования неразрывно связан с развитием ИКТ, и формированием сознательной, способной к обучению и хорошо мотивированного человека. Внедрение концепции Smart-образования становится ведущим направлением развития непрерывного образования. Современный специалист должен не только ориентироваться в общих и специальных вопросах связанных с его специальности, но и уметь использовать современные интернет-технологии, иметь доступ к мировым научным базам данных, быть не только потребителем знаний, но и «производителем» знаний.

 

Начать СМАРТ обучение прямо сейчас!

  • Теги:
Читайте также

все новости